Начнем с результатов публичного опроса по нашей теме, проходящего в официальном паблике «Катрен-Стиль» на сайте «ВКонтакте». Вопрос для читателей сформулирован следующим образом: «Выберите три важнейших события 2018 г. в фарме». Выбирать можно из девяти вариантов ответов. На сегодняшний момент в опросе приняло участие более 200 человек. Предпочтения проголосовавших по состоянию на 12 декабря 2018 г. распределились следующим образом.
С огромным отрывом лидирует вариант «Отказ от принятия законопроекта о продаже лекарственных средств в супермаркетах», который отметили более 69 % респондентов. На втором месте — опубликование Государственной Фармакопеи XIV издания (почти 35 %), а на третьем и четвертом — утвержденный в этом году Приказ Минздрава № 149н о ПКУ и развитие событий вокруг маркировки лекарственных препаратов (оба чуть более 20 %). Также в качестве важнейших событий 2018 года многие отметили утверждение новых форм проверочных листов приказом Росздравнадзора № 9438 (чуть более 15 %), связанную с этим тему плановых проверок (около 14 %), а также разработанную Минпромторгом «Стратегию развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 г.», сокращенно именуемую «Фарма-2030» (около 14 %).
Наиболее популярный ответ и его гигантский отрыв от остальных удивить не могут. Фармспециалисты действительно восприняли многократные попытки допустить продовольственный ритейл к продаже лекарств как покушение на «святая святых» и низвержение самих основ лекарственного обеспечения. Как и в случае с судьбоносными историческими битвами нашей истории, отступать было некуда. Наш опрос подтверждает, что именно эта тема более всего беспокоила большинство профессионалов отрасли в уходящем году. Приглашаем вас пройти опрос, если вы еще этого не сделали.
Наши эксперты в большинстве своем высказались в пользу того же варианта, который лидирует в публичном опросе. Интересно, что в предыдущие годы такого единодушия у экспертов не наблюдалось.
Первый вопрос, который мы поставили перед комментаторами, касается самого важного события 2018 г. — события «со знаком плюс».
Елена Неволина: «Естественно, таким событием является закрытие темы продажи лекарственных препаратов в магазинах. Во-первых, это была очень важная для отрасли тема. Во-вторых, несмотря на очевидную правоту нашей позиции, ее отстаивание потребовало у нас огромных затрат, в том числе временных. И, к сожалению, мы чувствовали при этом достаточно сильное лобби со стороны торговли. Не могу сказать определенно, поставлена ли в данном вопросе жирная точка или пока только многоточие. Но уже хорошо, что после окончания этой бессмысленной и утомительной суеты у нас освободилось время для решения насущных отраслевых проблем».
Лилия Титова: «2018 год запомнится не только многообразием законодательных инициатив, что уже стало привычным для фармрынка, но и событиями, которые мы не прогнозировали, а также теми случаями, когда наш прогноз отличался от реального хода событий. Например, за несколько дней до наступления 2018 года Минпромторг разместил проект изменений в закон, позволяющий торговым точкам продавать лекарственные препараты, причем без лицензии. Для ликвидации этой инициативы понадобились консолидированные усилия профессиональных ассоциаций и, конечно же, твердая позиция Минздрава РФ. За что хочется выразить отдельную благодарность самому ведомству, а также, в частности, Департаменту лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий».
Николай Беспалов: «Первым в списке важнейших событий 2018 г. я бы упомянул историю с активным лоббированием возможности продавать лекарственные препараты вне аптек (в магазинах), точнее, тот факт, что профессиональному сообществу удалось выступить с консолидированным мнением о недопустимости подобного решения и его критических последствиях для российской системы здравоохранения. Очень важно, что фармацевтическое сообщество смогло донести свою точку зрения до представителей регуляторов, и было услышано.
Второе по значимости событие — анонсирование нового Национального проекта «Здравоохранение». Хотя данный проект стартует только в 2019 г., сам факт подготовки этого документа дорогого стоит. Он предусматривает реализацию комплекса мер для улучшения медицинской помощи по отдельным заболеваниям, в том числе таким, как онкологические и сердечно-сосудистые. В числе прочих мер документ предусматривает выделение значительных средств на увеличение закупки ряда современных лекарственных препаратов».
К сожалению, бывают в отрасли события и явления, которые эксперты оценивают как негативные. Мы их называем «антисобытиями» или «разочарованием года».
Мария Литвинова разочарована, в частности, бездействием регуляторов в отношении утверждения порядка отпуска лекарств с доставкой. Она употребляет именно такую формулировку, поскольку полагает, что эта дополнительная функция логистики ни в коей мере не может быть названа «интернет-торговлей».
У Лилии Титовой обеспокоенность вызывают неожиданные и непредвиденные развития проекта по маркировке лекарственных препаратов: «К 2018 г. отрасль подошла с убеждением, что эксперимент отрабатывается в плановом порядке: вышли изменения в Федеральный закон № 61 („Об обращении лекарственных средств“ от 12.04.2010 № 61‑ФЗ, — прим. ред.), значительное количество производителей, дистрибьюторов, аптек отработали нанесение и считывание кода. Большая часть российских и зарубежных производителей закупила и установила оборудование, занялась разработкой изменений в IT-процессы. Однако в апреле вышло распоряжение Правительства РФ о том, что к маркировке добавляется криптокод, нанесение и считывание которого даже в тестовом режиме затруднено».
Елена Неволина ответила на наш второй вопрос следующим образом: «У меня сейчас вызывает разочарование ситуация с законопроектом, который, в случае вступления в силу, может привести к ликвидации ГУП- и МУП-аптек. Мы неоднократно указывали на то, что социальные последствия в данном случае должным образом не просчитаны и/или не учтены. Вероятность принятия этого законопроекта пока существует, и это нас тревожит».
Николай Беспалов назвал антисобытием года новую методику ценообразования на препараты перечня ЖНВЛП, которая, по его мнению, формировалась вопреки замечаниям представителей фармпроизводителей. В конечном счете, полагает Николай Беспалов, она существенно ограничивает рентабельность производства значительного количества лекарственных препаратов. Это не просто ухудшит финансовые показатели отдельных компаний, но и приведет к значительному сокращению ассортимента продукции на российском фармрынке.
Кроме того, Николай Беспалов обратил внимание на ситуацию вокруг внедрения системы маркировки лекарственных препаратов: «Сначала регуляторы заложили совершенно немыслимые сроки реализации программы, затем все‑таки решили их немного увеличить. Но после того как производители начали подготовку к внедрению — а многие уже приступили к установке оборудования — появилось предложение о введении элементов криптозащиты в систему. Всё это при том, что никто из участников рынка не видит смысла в данном решении. Криптокодирование делает более обременительными (в частности, финансово) первичные вложения в систему, повышает риск появления брака при повреждении кода и т. д. При этом реальных плюсов от данного решения для работоспособности системы маркировки фактически нет».
Традиционно мы завершаем предновогоднюю статью об итогах года попыткой заглянуть в будущее. Наши комментаторы при этом высказывают прогнозы, пожелания или опасения. К этому нас, можно сказать, обязывает сама профессия — ведь «провизор» на латыни означает «предвидящий».
Лилия Титова прогнозирует следующее: «2019 г. принесет фармрынку масштабный пересмотр цен на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП. Подобного события не было ранее. Прогнозируется, что к концу следующего года ассортимент аптек изменится, причем не только уменьшатся цены на ряд препаратов, но и, вероятно, некоторые привычные торговые марки покинут полки аптек».
Николай Беспалов ожидает в следующем году заметный рост сегментов фармрынка, связанных с государственным финансированием. Во-первых, за счет увеличения объемов закупки и расширения самого спектра лекарственных препаратов, применяющихся для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Во-вторых, за счет того, что закупки ряда препаратов для лечения орфанных заболеваний переносятся на федеральный уровень.
Елена Неволина напоминает, что Росздравнадзор создал рабочую группу по оптимизации и актуализации нормативных правовых актов, регулирующих сферу лекарственного обращения. «Мы очень позитивно оцениваем инициативу Росздравнадзора, — продолжает Елена Неволина, — и надеемся, что уже в 2019 г. работа этой группы принесет хорошие плоды. Мы имеем в виду, в частности, то, что требования, предъявляемые к аптечным организациям и дистрибьюторам, не будут чрезмерными и не окажут негативного воздействия на фармацевтическую деятельность».
Мария Литвинова, в свою очередь, надеется, что 2019 год позволит урегулировать все вопросы, связанные с непрерывным медицинским и фармацевтическим образованием, добавляя при этом, что отраслевые объединения, которые она представляет, разработали соответствующую Стратегию, которая начнет реализовываться в наступающем году.
Итак, в положительном смысле большинство комментаторов выделили победу здравого смысла над лоббистскими проявлениями в истории с попыткой допуска продовольственного ритейла на фармрынок. А как антисобытие 2018 г. чаще всего упоминалась не лишенная элементов абсурда эпопея с маркировкой. В общем‑то, при всех отличиях, это две истории об одном и том же — хватит абсурда, больше здравого смысла! Вероятно, это и будет главным лозунгом и главной потребностью отрасли в 2019 году.
Самвел Григорян, КатренСтиль.