Союз профессиональных фармацевтических организаций
Платформа для развития передовой фармацевтической отрасли

Анонсы

Главная/ Насколько эффективны меры, предпринятые государством для поддержки фармацевтической отрасли, и что хотелось бы изменить

Насколько эффективны меры, предпринятые государством для поддержки фармацевтической отрасли, и что хотелось бы изменить

Пандемия коронавируса оказала огромное влияние на экономическую и социальную жизнь нашего общества, стала настоящим испытанием для фармацевтической отрасли. Необходимость внесения корректив в бизнес-процессы компаний в связи с эпидемиологической ситуацией никак не должна отражаться на своевременном обеспечении пациентов необходимыми лекарствами. Система здравоохранения и фармацевтическая отрасль оказались под пристальным вниманием как органов государственной власти, так и миллионов людей.

Ажиотажный спрос на медицинские маски, антисептики, дезсредства и пр. отразились в первую очередь на необходимости фармсектора быстро реагировать на изменение спроса системы здравоохранения. То, что за небольшой период времени фармацевтические предприятия смогли наладить в огромных объемах продукцию, которую они выпускали в значительно меньшем количестве или не делали вообще, является показателем высокого уровня организованности и гибкости фармпромышленности.  Однако ажиотажный спрос, как и следовало ожидать, имел довольно краткосрочный эффект.

Если в конце февраля начались панические настроения, в марте аптеки прочувствовали пик повышенного спроса, но уже с середины апреля рынок вернулся к стандартным тенденциям развития.
 

В текущей ситуации фармацевтический  рынок никак нельзя отнести к наименее пострадавшим отраслям: несмотря на то, что работают предприятия, склады, аптеки, остро встает вопрос о запасах сырья, фармацевтических субстанциях, об их стоимости в совокупности с девальвацией рубля, трудности, связанные с организацией международной логистики и пр. Все это – испытания на стрессоустойчивость, адаптация к новым бизнес-процессам.  

Несмотря на ряд ограничительных карантинных мер, остановки производства ряда отраслей, активность сферы государственного регулирования по количеству и скорости принятия решений в течение марта-апреля 2020 года побила все рекорды. Более пяти лет фармацевтическая отрасль активно обсуждала форматы дистанционной торговли лекарственными средствами, и наконец получила законодательное разрешение интернет-торговли. Безусловно, это будут серьезные преобразования отрасли, особенно в отношении сферы оптовой и розничной торговли.

В тоже время имеются и несогласованные действия со стороны ведомств. Например, территориальные управления ФАС инициировали контроль за ценами на маски в аптеках в отношении ведущих фармацевтических дистрибьюторов. В текущей ситуации производители масок резко подняли цены.  При этом аптеки и дистрибьюторы готовы реализовывать маски с нулевой прибылью, по ценам, учитывающим только логистические затраты и эквайринг для аптек. Они готовы закупать маски по текущим ценам, если будет понимание, что закупочные цены не станут предметом разбирательств со стороны правоохранительных и надзорных органов. Таким образом, между ведомствами и территориальными управлениями наметилась разрозненность в действиях, при которых одно ведомство призывает бизнес активно бороться с пандемией, а другое ведомство всячески этому противодействует, инкриминируя дела против компаний.

Опять остро стала проблема ценообразования на лекарственные препараты низкого ценового сегмента… В настоящее время сложилась непростая экономическая ситуация: в разы вырос мировой спрос на фармацевтические субстанции, соответственно они поднялись в цене, значительно изменился курс валют, увеличиваются затраты производителей в связи с предстоящим запуском обязательной системы маркировки и ряд других факторов. 

По нашему мнению, в целях предотвращения дефицита и для обеспечения безубыточности производства лекарственных препаратов низкого ценового сегмента до 100 рублей, а возможно и до 500 рублей, нужно предоставить возможность предприятиям заранее выходить с предложениями об изменении цен с соответствующими обоснованиями. Если в результате проведенного экономического анализа будет установлено, что рост затрат обоснован, а количество предложений на данную позицию на рынке ограничено, то необходимо принимать решения об увеличении цен на такие препараты. При этом в группе риска находятся не только российские, но и некоторые импортные препараты, как применяемые для лечения и профилактики коронавируса, так и для других заболеваний. СПФО выходил с предложениями рассмотреть внесение изменений в действующую нормативную базу в области ценообразованиях на ЖНВЛП.

Мы предлагаем внести изменения в нормативные акты, чтобы минимизировать риск дефектуры заранее, при этом распространить данную норму на весь Перечень ЖНВЛП.

Текущая ситуация показала, что есть ряд проблем, которые и ранее требовали своего решения, а сейчас актуализировались. Надеемся, что критическая ситуация заставит более пристально отнестись к инициативам отрасли, в том числе профессиональных ассоциаций.

Дмитрий Киселев. "Регионы России"

 

Инфопартнеры